Учебно-тематический план по подготовке

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

Учебно-тематический план

№ п/п

 

 

Разделы

 

 

Всего

Количество часов

в том числе

 

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители

2

1

1

1.1.

Что необходимо знать и уметь родителям, чтобы воспитывать приемного ребенка

2

1

1

2.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

11

5

6

2.1

Законодательство в части защиты прав несовершеннолетних. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Основные права и свободы несовершеннолетних (социальные, экономические, культуры, имущественные). Законодательство в области реализации права ребенка жить и воспитываться в семье.

3

1

2

2.2

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2

1

1

2.3

Формы и устройства: усыновление опека (попечительство), приемная семья; различия между формами семейного устройства; устройство под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

4

2

2

2.4

Права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей

2

1

1

3

Взаимодействие приемной семьи с заинтересованными органами и организациями

5

1

4

3.1

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства, организациями, оказывающими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь таким семьям, службой судебных приставов, пенсионным фондом, другими организациями, с биологической семьей ребенка

3

1

2

3.2

Доступная инфраструктура социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. Взаимодействие приемных семей с социальным окружением и родительским сообществом

1

0

1

3.3

Родительские и профессиональные функции приемной семьи

1

0

1

Промежуточная аттестация

1

0

1

4

Этапы развития ребенка

6

2

4

4.1

Физическое и психомоторное развитие ребенка. Периоды детства. Требования к возрастному развитию ребенка. Особенности развития детей подросткового возраста

3

1

2

4.2

Возрастные особенности развития приемных детей

3

1

2

5

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие  о мотивации приемных родителей. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению. Диспропорция развития ребенка.

12

3

9

5.1

Потребности развития ребенка и необходимость их обеспечения

2

1

1

5.2

Оценка кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи. Оценка кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций

3

0

3

5.3

Насилие над ребенком, виды насилия. Диспропорции развития ребенка. Меры по профилактике суицидального поведения детей

2

1

1

5.4

Влияние социальной среды на поведение подростка (интернет, зависимость, группы в социальных сетях, вовлечение в экстремистские организации). Понятия «Экстремизм», «Религиозный экстремизм»

2

1

1

 

5.5

Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившегося жестокое обращение. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившегося жестокое обращение

3

0

3

6

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

6

2

4

6.1

Что такое психическая депривация и ее последствия для развития ребенка

2

1

1

6.2

«И память сердца сохраняя». Что помнит ребенок о себе.

1

0

1

6.3

Влияние разлук и потерь на развитие ребенка

3

1

2

7

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи

11

2

9

7.1

Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

2

0

2

7.2

Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.

1

0

1

7.3

Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.

1

0

1

7.4

Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье

1

0

1

7.5

Формирование детско-родительских привязанностей. Стратегия реагирования на сопротивление ребенка изменениям социальной среды

2

0

2

7.6

Особенности межличностного взаимодействия кровных и приемных детей

2

1

1

7.7

Родственная опека. Профилактика вторичных отказов от детей в замещающих семьях

2

1

1

8

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления с  «трудным» поведением ребенка

6

1

5

8.1

Когда приемный ребенок «сводит вас с ума» или как разрешать сложные проблемы приема

3

0

3

8.2

Наказание и поощрение приемных детей

3

1

2

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка.

2

1

1

9.1

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, разница в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения. Формирование половой идентичности у ребенка; полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Способы защиты ребенка от сексуального насилия.

1

1

0

9.2

Способы защиты ребенка от сексуального насилия

1

0

1

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.

8

2

6

10.1

Моя семья (структура семьи)

1

0

1

10.2

Отношения в семье

1

0

1

10.3

Роль поддержки и критики в семье

1

1

0

10.4

Нормы и правила семьи

1

0

1

10.5

Стили семейного воспитания

1

0

1

10.6

Психологическая готовность кандидатов в приемные родители и их членов семьи к приему детей на воспитание в семью

3

1

2

Промежуточная аттестация

1

0

1

 

11

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

6

3

3

11.1

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме, обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни. Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним

2

1

1

11.2

Формирование здорового образа жизни

1

1

0

11.3

Методы поддержания здоровья детей. Диспансеризация. Комплексная оценка состояния здоровья.

1

0

1

11.4

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка

1

0

1

11.5

Возможные патологии развития детей

1

1

0

12

Поведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий

3

1

2

12.1

Обсуждение результатов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители, выполнения домашних заданий

2

1

1

12.2

Итоговая аттестация (экзамен)

1

0

1

Всего

80

24

56